Балычев Александр Романович
Родился 13 ноября 1950 года. В 1971 г. окончил Даугавпилское авиационно-техническое училище ПВО, в 1980 г. – Военную командную академию ПВО. Закончил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ в 2006 г. в звании генерал-майор.
В гражданской авиации начал работу с 2006 г. в должности заместителя начальника управления по вопросам государственной службы и кадров Федеральной аэронавигационной службы России. С 2010 г. продолжает работать в Управлении государственной службы и кадров Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России.
Его служба как специалиста в системе ПВО страны, работа в разработке методических рекомендаций по развитию аэронавигационной системы и организации единой системы воздушного движения в Российской Федерации, а также участие в разработке федеральных авиационных правил ФАП-289 и ФАП-399 в части требований к перечню специалистов авиационного персонала в сфере образования и обучения специалистов соответствующего уровня в гражданской авиации отмечены орденами «За военные заслуги», Почета и ведомственными медалями Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ и др. отраслевыми знаками.
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Бойчук Мирослав Юрьевич
Родился 7 декабря 1959 года. В 1980 г. окончил Кременчугское летное училище, в 1993 г. – Ордена Ленина Академию ГА (С.-Петербург).
По окончанию летного училища начал работать в Пермском ОАО вторым пилотом самолета Ан-2 (1980-1984 г.г.); командиром самолета Ан-2 (1984-1990 гг.); вторым пилотом Ан-24 и Ан-26 (1990-1991 г.г.); с 1992 г. вторым пилотом Ту-154 и с 2002 г. командиром корабля Ту-154. Был председателем Совета трудового коллектива.
С 2004 г. перевелся в ОАО «Домодедовские авиалинии» выполняя полеты командиром корабля и пилотом-инструктором на самолете Ил-96-300.
С 2009 г. по н. в. – командир воздушного судна Ил-96-300, А-330 А-350 ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
Общий безаварийный налет составляет 22 200 часов.
С 2002 г. является президентом Профсоюза летного состава России. Позже возглавил Координационный совет Общероссийского объединения профсоюзов ГА. Стал членом Российской трехсторонней комиссии и заместителем председателя Общественного совета при ФАВТ (Росавиация). Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Награжден Медалью «Ордена за заслуги перед Отечеством» II степени; отраслевыми нагрудными знаками «Отличник воздушного транспорта» (2013), «За безаварийный налет часов» I степени (2014).
Вайсберг Илья Григорьевич
Родился 10 мая 1944 года. В 1967 г. окончил Киевский институт инженеров ГА. По его окончанию работал инженером и начальником смены технического обслуживания самолетов Ту-104, Ил-18, Ан-12, Ил-62.
С 1974 г. работал заместителем начальника отдела и главным технологом во Всесоюзном объединении «Авиаремонт».
С 1990 по 1991 г.г. – в МГА СССР в должности главного специалиста.
С 1991 по 1993 г.г. – технический директор авиакомпании «Авиаросс».
С 1999 по 2004 г.г. – заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама».
С 2004 г. по настоящее время – главный редактор Международного авиационно-космического журнала «АвиаСоюз».
Является лауреатом ряда журналистских премий в области авиации.
Награжден нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота».
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Горлов Виктор Васильевич
Родился 28 августа 1937 года. В 1961 г. окончил Куйбышевский авиационный институт и начал трудовую деятельность в Уфимском авиапредприятии от инженера смены до начальника ЛЭРМ (АТБ). С 1978 г. – заместитель начальника Приволжского управления ГА по эксплуатации авиационной техники - Главный инженер управления.
С 1983 г. – заместитель начальника ГосНИИ ГА.
С 1986 г. – заместитель Министра гражданской авиации СССР по науке, эксплуатации и ремонту авиационной техники.
С 1991 г. – заместитель директора Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ по вопросам технической эксплуатации и ремонта воздушных судов и развития ГА.
С 1996 г. – заместитель директора Федеральной авиационной службы России, с 1999 г. – заместитель директора Федеральной службы воздушного транспорта России по тому же направлению. С 2000 по 2002 г.г. – руководитель Департамента поддержания летной годности ВС и развития гражданской авиации Министерства транспорта РФ.
Под его руководством и при непосредственном участии формировались технические задания, проводились макетные комиссии, государственные и эксплуатационные испытания, внедрение в эксплуатацию самолетов Ил-96,Ту-204, Ту-334, Бе-200, Ан-38, вертолетов Ми-26, Ми-38, Ка-126, Ка-226, применялись современные методы поддержания ее летной годности и надежности авиационной техники, проводились работы по увеличению ее назначенных ресурсов и сроков службы, а также разрабатывались программ развития гражданской авиации.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Александра Невского», Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Награжден ведомственными медалями «Павла Мельникова», «За заслуги в развитии транспортного комплекса России Министерства транспорта РФ и нагрудными знаками «Отличник Аэрофлота», «Отличник воздушного транспорта», «Почетный работник транспорта России». «Почетный авиастроитель». Является Лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники, а также лауреатом премии Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности.
С 2002 г. ведет активную общественную деятельность: руководитель аппарата Общественного совета Росавиации, член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»), член Координационного совета ветеранов Минтранса России, Председатель Региональной общественной организации содействия социальной защите ветеранов центрального аппарата государственных учреждений воздушного транспорта «Авиаветеран».
Смирнов Валерий Павлович
Родился 29 сентября 1946 года. В 15-ть лет начал работать фрезеровщиком на Авторемзаводе в г. Иваново.
В 1968 г. окончил Кременчугское летное училище ГА, в 1976 г. – Туркменский Государственный университет по специальности экономист высшей квалификации (г. Ашхабад), в 1987 г. – Ордена Ленина Академию гражданской авиации по специальности «инженер-пилот» (г. Ленинград).
По окончанию летного училища начал работать в Ашхабадском ОАО Туркменского управления ГА: второй пилот, командир самолета, командир звена самолетов Ан-2; второй пилот, командир корабля, заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи, командир 165-го летного отряда самолетов Ан-24, Ан-26.
С 1981 по 1990 г.г. работал в центральном аппарате Туркменского управления ГА: начальником Летно-штурманского отдела, заместителем начальника управления по организации летной работы, начальником управления.
С 1990 по 1992 г. – генеральный директор авиакомпании «Туркменавиа», созданной в 1990 г. (еще времена СССР) на базе Туркменского Управления ГА.
Пилот 1-го класса, с допуском пилота-инструктора на всех освоенных воздушных судах. Общий налет более 10 000 часов. Организовывал многократные полеты своих экипажей в государства - участников Варшавского договора (воинские перевозки) и Афганистан. Будучи на руководящей работе, членом ЦК Компартии и депутатом Верховного Совета республики, одновременно выполнял обязанности шеф-пилота Первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана и впоследствии Президента Туркменистана С.А. Ниязова на всех освоенных типах самолетов.
С 1994 по 1999 г.г. – заместитель Председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК), заместитель Председателя - председатель Комиссии по воздушному транспорту МАК (должности по постановлению Правительства РФ соответствовали должности заместителя федерального министра).
С 1999 по 2001 г.г. – 1-й зам. генерального директора АО Научно-производственного центра «Авиатехсервис-Юнион».
С 2001 по 2004 г.г. – генеральный директор Клуба «Опыт».
С 2004 по 2008 г.г. – начальник Отдела летных стандартов Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России.
С 2008 г. по настоящее время – советник генерального директора ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
В период 2008-2014 г.г. назначался на общественных началах советником 2-х заместителей Министра транспорта РФ, курирующих воздушный транспорт и статс-секретаря-заместителя Министра транспорта РФ.
Один из инициаторов и учредителей создания: в 1989 г. – Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП); в 1990 г. – Ассоциации «Аэропорт»; в 1991г. – Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ); в 2001 г. – «Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА «Клуб «Опыт»; в 2018 г. – Общероссийской общественной организации «Содружество ветеранов гражданской авиации России».
Награжден орденом Дружбы (1998 г.), медалями «За трудовую доблесть» (1981 г.), «Ветеран труда» (1987 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), «Почетный работник транспорта России» (2006 г.), отраслевыми нагрудными знаками «Отличник воздушного транспорта» (2004 г.), , «За безаварийный налет часов». «Отличник погранвойск» 1-й и 2-й степени (1988-1989 г.г.).
С 2022 г. – председатель Совета «Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА «Клуб «Опыт». Член Координационного совета ветеранов Минтранса России.
Смирнов Олег Михайлович
Родился 23 февраля 1940 года. В 1960 г. окончил Сибирское военное училище летчиков (Новосибирск), в 1967 г. – Казахский государственный университет, в 1972 г. – Академию гражданской авиации (г. Ленинград), в 1987 г. – Академию народного хозяйства при СМ СССР.
По окончанию военного авиационного училища летчиков, был направлен в Таджикистан, где летал на МиГ-15 и МиГ-17.
После известного сокращения в ВВС СССР («миллион двести») начал работать в гражданской авиации - авиатехником на авиаремонтным заводе № 405 ГА (г. Алма-Ата), затем пилотом в Карагандинском ОАО, где прошел путь от второго пилота до заместителя командира ОАО.
С 1974 г.– первый заместитель начальника Латвийского УГА.
С 1977 г.– начальник Эстонского УГА.
С 1983-1990 г.г. - заместитель Министра гражданской авиации СССР – отвечал за весь комплекс подготовки и расстановки летных, инженерно-технических и руководящих кадров всех категорий отрасли, продолжая выполнять полеты пилотом-интсруктором. Министр ГА направлял его в длительные ответственные командировки в места стихийных бедствий: землетрясение в Армении, этнические столкновения в Баку и Сухуми, извержение вулканов на Камчатке и др.
Пилот 1-го класса, с допуском пилота-инструктора на всех освоенных самолетах. Общий налет - более 14 000 часов.
С 1990 г. – генеральный представитель «Аэрофлота» в Финляндии.
С 1996 г. – заместитель генерального директора лизинговой авиакомпании «ALS».
С 2000 г. – советник председателя Совета директоров группы «Ист Лайн».
2006- 019 гг. – президент Фонда «Партнер гражданской авиации».
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1981 г.). Заслуженный пилот СССР (1979 г.). Имеет медали «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина» (1970 г.), «За освоение целинных земель» (1965 г.), «Ветеран труда» (1984 г.). Отмечен нагрудными знаками «Отличник Аэрофлота» (1974 г.), «Отличник воздушного транспорта» (2002 г.).
Активно занимается экспертной и общественной деятельностью, являясь, в том числе, председателем Комиссии Общественного Совета по гражданской авиации Ространснадзора. На протяжении всех лет существования Клуба «Опыт» избирался членом его Совета и Совета ветеранской организации центрального аппарата ГА (РОО «Авиаветеран»).
И сегодня продолжает считаться ведущим экспертом по самым сложным авиационным проблемам.
Сторчевой Олег Георгиевич
Родился 9 ноября 1966 года. В 1989 г. окончил Кировоградское высшее летное училище ГА. В гражданской авиации начал с должности второго пилота Ту-134А ОАО № 235 Правительственного отряда.
С 1993 по 2003 г.г. был на летной работе в ОАО «АК Трансаэро»: второй пилот, командир, пилот-инструктор самолетов Боинг 737-200, ДС-10-30, Боинг 737-700 и позже там же стал заместителем начальника инспекции по безопасности полетов.
После банкротства ОАО «АК Трансаэро» летал командиром самолета Боинг 747-200 в ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр».
В 2004 г. начал работу в Федеральном агентстве воздушного транспорта РФ, занимая должности ведущего пилота-инспектора, начальника Отдела летной инспекции, заместителем начальника инспекции по безопасности полетов.
С 2012 по 2022 г.г. – заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта. В июле 2014 г. возглавил российскую комиссию расследования катастрофы малазийского Boeing в воздушном пространстве Украины.
17 января 2023 года назначен председателем Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Награжден орденом Дружбы (2016 г.), отраслевыми нагрудными знаками «За безаварийный налет часов» II степени, «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями».
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Тасун Владимир Николаевич
Родился 10 января 1949 года. В 1972 году окончил Рижский институт инженеров ГА, в 2001 г. - Сибирскую академию государственной службы (менеджер, государственное и муниципальное управление).
1972-1977 гг. – инженер смены, начальник смены Толмачевского ОАО.
1977-1981 гг. – начальник смены, начальник ПДС Томского ОАО.
1981-1987 гг. – начальник отдела Западно-Сибирского управления ГА.
1987-1989 гг. – первый заместитель командира Толмачевского ОАО.
1989-1990 гг. – начальник Западно-Сибирского управления ГА.
1990-1992 гг. – генеральный директор Концерна «СибАвиа».
1992-2000 гг. – занимал различные должности в Западно-Сибирском РУ.
2000-2007 г.г. – руководитель Западно-Сибирского ОМТУ ВТ Минтранса России. Был членом Коллегии Федеральной авиационной службы РФ.
2007-2014 г.г. – директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России.
Награжден Орденом Почёта. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
С 2014 г. президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ). Является членом Общественного Совета Росавиации. Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Терещенко Михаил Михайлович
Родился 18 февраля 1943 г. В 1964 г. окончил Кременчугское летное училище ГА, в 1974 г. – Академию гражданской авиации (г. Ленинград), в 1983 г. – Институт управления Академии народного хозяйства при Правительстве СССР.
По окончанию летного училища начал работать вторым пилотом вертолета Ми-4 в Уфимском ОАО Приволжского управления ГА.
С 1965 г. по 1970 г. – пилот-инструктор и командир звена в Кременчугском летном училище ГА.
1974-1978 г.г. – командир УТО-29 Архангельского управления ГА.
1978-1982 г.г – начальник летно-штурманского отдела Архангельского управления ГА.
В июле 1982 г. переведен на должность заместителя начальника Молдавского РПО ГА по организации летной работы, в январе 1983 г. назначен начальником Молдавского управления ГА .
В июле 1987 г. возглавил Главное управление летной службы МГА СССР, г. Москва.
В июле 1990 г. по состоянию здоровья был переведен в Инспекцию при Министре ГА СССР.
Общий налет - более 10 000 часов. Лично организовал полеты тяжелых турбореактивных судов в условиях Крайнего Севера (в том числе на ледовые аэродромы и плавающие буровые установки в Арктике) и принял участие в их освоении; организовывал полеты специально созданного летного отряда Ил-76 из аэропорта г. Ташкента в Афганистан. В качестве пилота-инструктора подготовил более 100 командиров воздушных судов на самолеты шести типов.
В декабре 1990 г. назначен генеральным директором совместного Советско-Канадского предприятия «Аэроимп», г. Москва, Ленинградский проспект, 37.
В марте 1992 г. назначен 1-м заместителем председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) г. Москва. Внес значительный личный вклад в организацию всестороннего и объективного подхода при расследовании авиационных происшествий и инцидентов, в т. ч. связанных с обеспечением безопасности полётов при обслуживании воздушного движения.
С февраля 2003 г. – ведущий инженер Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте», г. Москва, а/п Шереметьево.
С апреля 2016 г. по настоящее время – председатель Экспертного совета ГА РФ, г. Москва.
Кандидат технических наук. Действительный член (Академик) Международной академии информатизации.
Награжден «Орденом Дружбы». Заслуженный пилот СССР. Имеет другие государственные награды, юбилейные и памятные медали, ведомственные знаки отличия. Присвоено Общественное звание «Почётный Аэронавигатор».
Один из инициаторов и учредителей создания Общероссийской общественной организации «Содружество ветеранов гражданской авиации России». Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Черток Владимир Борисович
Родился 3 сентября 1946 года. В 1972 г. окончил Московский авиационный институт. По его окончанию был распределен в ГосНИИ ГА: инженер, старший инженер, старший научный сотрудник, начальник лаборатории, начальник отдела.
С 1998 г. – генеральный директор Центра сертификации службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
2002-2004 г.г. – заместитель руководителя Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов - начальник отдела поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Министерства транспорта РФ.
2004-2005 г.г. – заместитель, начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
С 2006 г. – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 2008- 2009 г.г. – заместитель руководителя ФАВТ.
С 2010 г. по 2018 г. – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Имеет 13 авторских свидетельств. Являлся Национальным координатором проверок ИКАО в РФ по обеспечению авиационной безопасности в гражданской авиации, а также экспертом Рабочей группы по авиационной безопасности ИКАО.
Награжден Почетной грамотой Правительства РФ (2009 г.).
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Шапкин Василий Сергеевич
Родился 27 июня 1961 г. В 1984 г. окончил Московский институт инженеров ГА (МИИ ГА).
По окончанию института начал в нем трудовую деятельность: 1984-1985 гг. – инженер кафедры Технической механики МИИ ГА; 1985-1991 гг. – ассистент кафедры Технической механики МИИ ГА; 1991-1996 гг. – доцент кафедры Технической механики МИИ ГА; 1996-1997 гг. – профессор кафедры АКП ЛА Московского института инженеров ГА.
С 1997 гг. работа в ГосНИИ ГА: заместитель директора научного центра ЭВС НЦ-13 – начальник 133 отдела ГосНИИ ГА; заместитель директора центра ПЛГ ВС – начальник 133 отдела (1998-2002 гг.); заместитель директора ДГУП ПЛГ ВС – начальник 133 отдела ГосНИИ ГА (2002-2006 гг.).
2006-2018 гг. – генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА.
2018 г. - по настоящее время – первый заместитель генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».
Академик Российской академии естественных наук, профессор, доктор технических наук, профессор кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, эксперт Межгосударственного авиационного комитета. Известный ученый в области поддержания летной годности воздушных судов, автор более 200 научных трудов, более 20 монографий и учебных пособий.
Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Почетный работник транспорта. Отличник воздушного транспорта. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Почетный гражданин России. Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги», отраслевыми знаками отличия.
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА «ОПЫТ» (Клуб «ОПЫТ»).
Шмельков Александр Васильевич
Родился 4 октября 1955 г. В 1978 г. окончил Рязанский радиотехнический институт .
В гражданской авиации начал работу с1983 г. вЕгорьевском авиационном техническом колледже: преподавателем, заведующим отделением ГСМ.
Примечание: надо отметить, что среди выпускников Егорьевской авиационной школы (впоследствии - колледжа), были: Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов (его именем назван колледж), седьмой Герой Советского Союза Иван Васильевич Доронин, первый Герой Советского Союза за Испанию Борис Александрович Туржанский, Владислав Константинович Грибовский - советский авиаконструктор, специализировавшийся на планерах и легкомоторных самолетах, и многие другие.
С 1993 г. – директор Егорьевского авиационного технического колледжа.
На долю Шмелькова А.В. пришлись "лихие девяностые", когда распадались крупные, когда-то сильные организации, терялись сплоченные и прославленные коллективы. А.В. Шмельков и его команда выстояли, уцелели и встали на путь развития. Ведь и сегодня основную квалифицированную работу выполняют специалисты среднего профессионального образования. При этом его выпускники во многом подпитывают и высшую школу.
Внес значительный вклад всоздание исовершенствование учебно-методической иматериально-практической базы учебного заведения. Является одним из разработчиков государственных образовательных стандартов для ряда специальностей транспортного комплекса, программ подготовки иповышения квалификации действующих авиационных специалистов.
Кандидат технических наук (2008 г.).
Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. «Почетный работник транспорта России». Награжден нагрудными знаками «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» .
Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА (Клуб «ОПЫТ»).
Яковлев Александр Алексеевич
Родился 28 апреля 1955 г. В 1974 г. окончил Бугурусланское летное училище ГА; в 1980 г. – Ордена Ленина Академию ГА (ОЛАГА); в 1984 г. – факультет по переподготовке командно руководящих кадров ГА (ФПКРК ОЛА ГА), в 1987 г. – аспирантуру по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» (ОЛАГА).
По окончанию Бугурусланского летного училища ГА был оставлен в нем пилотом-инструктором самолетов Як-18Т и Ан-2.
С 1978 г. начал работать в Актюбинском высшем летном училище ГА (АВЛУ ГА) на должностях: КВС-инструктор самолета Як-40 (1978-1980 г.г.); командир авиаэскадрильи самолетов Як-40 (1980-1982 г.г.); заместитель командира летного отряда (1982-1985 г.г.); начальник летно-методического отдела АВЛУ ГА (1985-1987 г.г.).
1987-1994 г.г. – начальник Актюбинского ВЛУ ГА .
1994-1997 г.г. – генеральный директор ЗАО «Авиакомпания «АвиаТрансСервис».
1997-2004 г.г. – президент ЗАО «Авиакомпания «АэроТэкс».
2004-2009 гг. – генеральный директор ЗАО АК «АэроТэкс», потом переименованной в ЗАО «Авиакомпания «РусЛайн». В этой структуре первым в России (2006-2008 гг.) реализовал весь комплекс работ по освоению нового самолета Канадского производства CRJ-100ER/200LR, как наиболее перспективного для региональных авиаперевозок в России (первый регулярный полет с пассажирами выполнен 14.02.2008 г).
2010-2015 гг. – советник генерального директора ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».
Пилот 1 класса. Кандидат технических наук. Имеет публикации в 27 научных и 49 печатных работах в различных изданиях.
Отличник воздушного транспорта. Имеет другие отраслевые знаки отличия.
С апреля 2016 г. по настоящее время – заместитель председателя Экспертного совета ГА РФ. Член Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА «ОПЫТ» (Клуб «ОПЫТ»).